Мой путь к Богу. Рассказ Нины.

 

 


Прежде хотелось остановиться на корнях своих, на детстве, потому что путь мой начался там, хотя был ещё не осознан. Прежде, чем я поняла, что есть «Путь и Истина и Жизнь», прошло почти полвека.

Крестили меня родители вовремя — в младенчестве — но семья не отличалась набожностью. Были все нравственными, так скажем. Однако, было у нас тёмное пятно в истории семьи: это отец мамы. В 30-х годах, когда большевики вели войну с религией, он участвовал в разрушении нашего храма, сбрасывал купола. А бабушка с папиной стороны пела на клиросе. Она брала меня с собой, и я хорошо помню убранство храма, где клирос был, как батюшка накрывал меня епитрахилью, читал разрешительную молитву. Причащалась. Когда от чаши отходила, давали просфорки. И запомнилось ещё: наш храм Николая Чудотворца был на окраине деревни, и вот престольный день 22 мая. Солнечная погода, зелёная трава возле храма, колокольный звон… И как приезжали продавали какие-то конфеты скрученные, в бумажках ярких — вот такая память детская осталась по сегодняшний день! Это был конец 50- годов.
В 60-х годах храм вообще разрушили в хрущёвские времена, и всё это ушло в сторону, далеко в забытьё. Я не знаю, как бабушка в душе, что она несла, в те времена тоже нельзя было сильно афишировать, но я знаю точно, что они с дедом читали — рано же просыпаются в деревне — не знаю, что за книга у них была, возможно, Псалтырь, и они читали вслух по утрам. Родители наши выросли уже без Бога. Хотя, я у мамы спрашивала: «Мама, как вы нас воспитывали, как направляли. Чем руководствовались, образования нет, образованности религиозной тоже не было». Она говорит: «Просто жили и всё, любили вас, были примером для вас, и всё».
Взрослела. И видимо, семя, посеянное в детстве, оно в терниях погрязло, и прошло очень много лет прежде, чем оно начало прорастать. И сейчас, анализируя свою жизнь, понимаю, что Господь всегда был рядом. И Он незримым образом вёл меня, а душа была всё время в поисках. Я искала, но не знала, что искала смыслов: зачем, почему, что такое жизнь. Мне очень интересна была антропология, сам человек в физическом плане, душевном и потом, позже, ещё и в духовном плане. Не зря, наверно, выбрала профессию такую — детского врача — и потому всю жизнь я всё время была в поисках работы с душой. Нас в мединституте этому не учили, учили только быть лекарями тела. Очень много читала, покупала книги, у меня большая библиотека собралась. Искала: откуда здоровье, почему оно ухудшается, откуда болезни берутся. Но ответов не находила. А направить было некому. Жизнь воспринималась как череда случайностей каких-то. Не было размышления. Может быть, Господь держал меня на короткой дистанции, но таких событий, которые меня бы толкнули резко к пониманию, не происходило.
В начале 2000-х купила книгу в нашей церковной лавке, которая была ещё в «Химчистке», это книга богослова нашего философа православного Владимира Николаевича Ильина, он написал трактат о преподобном Серафиме Саровском. В нём нашла ответы на свои поиски смыслов. «Смыслы суть голоса и зовы Господни». Стала приобретать знания, размышлять о том, что нет случайностей, есть воля Всевышнего, Его промысел.
Некоторые люди описывают: когда у них что-то случилось в жизни, они сразу поняли, что есть Бог, что Он им помог. А когда ты уже ощутил однажды Бога в душе, ты уже не можешь от этого отойти. А у меня было по-другому. «Начальник тишины» вошёл как-то тихо в моё сердце. И пребывание Его преобразующее в моём сердце привело к тому, что появилась первая исповедь. Этому сопутствовал ещё и сон, о котором не могу не рассказать. Я вижу, будто это отчий дом где-то в горах, на высоте, а вот так подальше лежит ковёр огромный, и на нём написано каллиграфическим почерком (я такой почерк потом увидела у отца Иоанна Крестьянкина): «Мы видим шаги приближающейся смерти, но не желаем об этом знать». Как сейчас вижу это всё написанное. Конечно, я тогда не могла понять глубины смысла этого знака. Но потом поняла, что речь не о физической, а о духовной смерти. То есть, надо задуматься о своей жизни, о грехах.
Самое главное, духовная жизнь с чего начинается – когда появляется исповедь, когда появляется причастие, когда ты начинаешь видеть себя со стороны и потом начинаешь меняться. Потому что видишь свою грязь душевную, хотя вроде бы казалось, ты живешь правильно. И некоторые знакомые говорили: «Ну чего ты болеешь, ведь ты всё делаешь правильно — и болеешь». Но уже тогда у меня возникло понимание взаимодействия духа, души и тела. Это фундамент здоровья, и, если есть в какой-то части искажение, то это отражается в целом на физическом измерении здоровья.
Старалась укрепиться, утвердиться в вере. Читала духовную литературу, проповеди известных священников, потом пошли более серьёзные книги древних отцов, «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, которые позволили постепенно войти, очищая свою душу, наверно, и сердце, именно в русло христианства, воцерковиться.
И был такой момент, когда было очень плохо со здоровьем – ну что делать, что делать?? И снится мне снова сон: вижу в храме монахиню. Я подхожу к ней и только формулирую свой вопрос, она поднимает глаза и говорит: «Читай Еангелие». А что такое Евангелие, я уже, конечно, знала. И что надо не просто читать Евангелие, а жить по нему. Получалось, что я шла от разума, а надо было — от сердца. Почему в деревнях люди были верующие – никаких заумных книг не читали, теоретической базы у них не было, но они были мудры, и они жили с Богом, жили по Евангелию. Я вспоминаю, как бабушка рассказывала, что всё время духовные песнопения пели, в саду работая. Сейчас же у нас нет такого. И я потом поняла, прочитав у Паисия Святогорца: когда мы к Богу идём умом и больше по уму делаем, чем по сердцу, тогда у нас нету любочестия. То есть, любочестие – это когда мы по сердцу поступаем.
И для меня в укреплении веры большую роль сыграли паломнические поездки. Меня Господь просто на руках нёс! Когда нестроения были семейные, жизненные, увидела строчку бегущую: «Поехать в Византию». Собралась и через две недели поехала. Я молилась всё время перед иконой Богородицы «Живоносный источник», и когда мы приехали в Константинополь – там попадаем в храм Матери Божией «Живоносный источник!» И икону эту вижу, и я понимаю, что Богородица даёт мне опять же укрепление в вере, как бы подтверждение всех тех событий, которые происходили. Я понимаю, что это реальность, что это работает, это живёт, это не то что сказки придуманные. Точно так же было с батюшкой Серафимом. Когда была первая моя поездка в Дивеево, я говорила, что еду не в Дивеево, еду к батюшке. И вот, когда мы приехали, так сложилось, что всех допустили к причастию, а меня и еще одну женщину — сказали, вы завтра будете причащаться, попоститесь ещё. Мы ехали вроде все вместе, а я стою и думаю, как мне это пережить, когда тебя не пускают к Богу… Но ведь роптать нельзя: только что исповедовалась! Поднимаю глаза – и вижу икону большую батюшки Серафима. И говорю: «Батюшка, укрепи в вере». Потом мы выходим из храма, из монастыря, останавливаем машину, чтобы доехать до дома, где сняли комнату. Молодой человек сначала не соглашался, а потом согласился. Мы сели, а он говорит: — Хотите, я вас свожу к батюшке? — К батюшке, это куда? А он говорит: — В Саров. — Как в Саров, там пропускной режим, закрытый город? — Нет проблем, я вас провезу. Мы соглашаемся. Батюшка Анатолий Поляков мне потом объяснил, что в паломничестве от нас мало что зависит: там управляют Господь и святые. И мы договариваемся, водитель приезжает, везёт нас на источники и потом в Саров. Мы даже из машины не выходили, не знаю, как это всё у него «схвачено» было, но приезжаем туда, он везёт нас в пустыньку, где прп. Серафим подвизался 17 лет, там сейчас она сделана музеем. И икона там, где он на камне молится. Мы походили, помолились. Назад возвращаемся — я начинаю понимать, что это, наверно, чудо случилось! Хозяйка очень удивилась, мол, 20 лет здесь живём, а там не были. А вы вчера вечером приехали и сегодня утром побывали — такого быть не может! Мы потом пришли вечером на службу в монастырь. Наша руководительница поездки тоже была ошеломлена, что возит паломников сюда 10 лет, сама ни разу не была в Сарове, а мы сподобились! И на следующий день приезжает владыка Георгий Нижегородский, ведёт службу архиерейским чином, и мы там причащаемся! Вчера нам сочувствовали, сегодня начинают завидовать! Такие чудеса в паломничестве бывают. Это лишь один из примеров.
Начиная с 10-го года, я организую свой отдых таким образом, чтобы польза была и для души, и для тела. Каждый год обязательно бываю где-то на святом месте. Была дважды на Святой земле. Первый раз поехала в плохом состоянии, но мне мой доктор сказал: «Езжайте, всё будет хорошо». И действительно, всё так и случилось. Но я молилась там о том, чтобы всей семьёй побывать у Гроба Господня. И прошло 6 лет, и мы поехали всей семьёй. Мы все втроём с мужем и дочерью заходили в Кувуклию, ведь это тоже чудо! Была в Грузии по святым местам, в Пскове, на острове Залит у батюшки Николая Гурьянова, на Валааме, на Соловках, по святому Крыму, святой Абхазии, по Питерским святыням, в Тихвинском и Свирском монастырях – там не по одному разу. В самом большом крестном ходе участвовала из Екатеринбурга на Ганину яму, в монастырь святых Царственных страстотерпцев. Не за чудом, конечно, ездим, но это помогает укрепляться в вере. В этом году едем на Валаам.
Итак, можно сказать, что мой переход к жизни православной христианки произошёл довольно гармонично. Я тогда ещё работала, была руководителем социального учреждения по реабилитации детей-инвалидов, которое потом было преобразовано в центр помощи семье и детям. Во-первых, больше стало размышления. Каждое событие, каждое мероприятие осмыслялось с точки зрения воли Божией. Это научило меня всё время идти дальше, не топтаться на месте. И поэтому я своим коллегам предлагала (трудные годы были, на работе реорганизации всевозможные), чтобы облегчить свой путь — связать свою жизнь с Богом: всё-таки больше понимания и спокойней переносишь трудности. Ты понимаешь, что это тебе даётся, что это по твоим силам, ты преодолеешь. Когда не было этого, были какие-то камни преткновения: опять трудности, опять надо решать! А здесь как-то уходит суета. И я предложила тогда своим коллегам, кто хочет, давайте просвещаться в этом плане. И лет 6 у нас действовала школа духовно-нравственного просвещения, мы сотрудничали со священником Алексием Лупсяковым, он к нам туда приходил. Поначалу изъявили желание человек 18, потом отсеялись, осталось 10, некоторые стали воцерковляться. Это были не только теоретические занятия, мы это внедряли и в своей работе, в школе приёмных родителей вот этой духовной части одно занятие посвящали.
И еще хочу сказать, тоже большой человеческий опыт духовный получила, когда мама лежала больная уже перед своим уходом. Тоже Господь всё устроил. Я всё время думала: «Мама уже старенькая, надо с ней там быть, ну как я поеду: бросить работу…» Сложно было. И мама всегда успокаивала, что чувствует себя хорошо, что всё нормально. А когда я приехала, то уже знала, что отсюда просто так не уеду. Она 10 дней лежала, и мы с ней разговаривали очень много о душе. Как-то надо было ее поддержать, и она понимала, что уходит. Но я пыталась утешить, говорила о том, что мы расстаёмся ненадолго, что вы (я маму называла на «вы») сейчас встретитесь с другими своими родственниками, мамой, папой. Она: — А кто это знает? — Духовным людям, высоко просвещённым это открывается, они видят и нам объясняют. — Ой, как бы это было хорошо. Я говорю: — Сейчас вы уйдёте, потом нас будете ждать, потом мы придём. Никто же здесь не остался. Всё равно же душа жива, она улетит, а в могиле только тело останется. И вот буквально через неделю после смерти она мне приснилась. Стоит и показывает на могилу и говорит: «Там души нет». Но я успела священника привезти, чтобы исповедовать, причастить. И это как раз к тому, что человек был невоцерковлён. Жила, казалось бы, без Бога, но переносила трудности, шагала дальше. И нас воспитывала, муж оставил её, одна нас вырастила, учила, ну вот, заслужила такую смерть.
Господь учит нас быть внимательными, и я учусь анализировать каждое событие. Мне даже некоторые друзья говорят, что я слишком много углубляюсь в анализ, что надо просто жить и всё. А у меня уже так не получается. Недавно занялась новым делом. А вернее, оно стало продолжением того, чем всю жизнь занималась: здоровьем человека. Храм души нашей тело – его тоже надо беречь. Мы жалуемся: «Господи, дай нам здоровье!» Жертвуем свечки. А что мы делаем сами для себя? Мы ведь должны сделать элементарно то, что от нас зависит, а уже что не зависит — то нам Бог даст. Или поможет нам понять или сделать. Да, когда великие подвижники занимались подвигами, они абсолютно не обращали внимания на своё тело. Но это же не каждому дано. Нам такие подвиги не по силам. Я недавно слушала священника, забыла имя, он с амвона говорил как раз об образе жизни человека, что мы лежим на диване и хотим получить здоровье — нет бы сделать лишнюю сотню шагов! Или мы едим всё подряд и потом у нас всё болит. Если мы ночами не спим — другое дело, что молимся — а то телевизор смотрим, и наш образ жизни определяет наше здоровье. Как в молитве мы говорим: «Все болезни и скорби по грехам нашим». Я занялась интегративной нутрициологией.* Звучит сложно, объясняется просто: специалист не только по здоровому питанию, но и по здоровому образу жизни. Прошла курс обучения, в этом году защитила диплом. Ведь Господь каждому из нас даёт талант, который нужно раскрыть. И вернуть Ему. И если мы этого не делаем, свои таланты не развиваем, то зачем нам тогда жизнь? И мы жалуемся тогда, что у нас то не получается, это, сидим и ждём, что нам кто-то даст. Человек живёт, пока он развивается! И если ты что-то приобретаешь в результате этого развития — можешь и даже обязан поделиться с другими! Нужно самому отдавать! Творить добро можно, у кого какой талант: кто финансами, кто трудом, молитвой, кто знаниями, полученным опытом. Мне хочется верить, что с помощью Божьей, когда ты занимаешься любимым делом, которое приносит удовлетворение, и которое даёт пользу не только тебе, но и людям — оно укрепляет и тебя.
*Нутрициология – наука о питании, которая изучает биохимический состав пищи и её действие на человеческий организм. Она помогает сохранить и улучшить здоровье. Название происходит от латинского слова nutritio – «питание». Интегративная нутрициология — новое направление в науке о питании. С точки зрения ИН человек – это не просто система органов, это единый механизм, который состоит из тела, психики и мышления. ИН рекомендует человеку поддерживать хорошее самочувствие, опираясь на свои особенности и потребности. Кроме того, следует концентрироваться на здоровье, а не на болезни.

 

 

189

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *