Сибирские святые. Священноисповедник Виктор Островидов.

23 июня один из храмов стрежевского прихода отметил свой престольный праздник – «День святых, в земле Сибирской просиявших». Праздничная литургия состоялась в храме, который прихожане с любовью называют «старый храм». А 1 июля в часовне святых царственных Страстотерпцев была проведена просветительская встреча, на которой была рассказана история праздника.

«История Тобольско – Сибирской епархии началась с присоединением Сибири к России в 1620 году. Тогда была образована епархия, преобразованная затем в митрополию, из которой впоследствии образовались другие Сибирские епархии. Тобольск считается древней столицей Сибири, основан он был в 1587 году. Отсюда взяла начало духовно-просветительская миссионерская работа по всей Сибири» 

«В 1984 го­ду по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Пи­ме­на, в свя­зи с под­го­тов­кой к празд­но­ва­нию 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си, бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние в честь Со­бо­ра Си­бир­ских свя­тых, ко­то­рое опре­де­ле­но со­вер­шать 10/23 июня, в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Иоан­на, мит­ро­по­ли­та То­боль­ско­го и всей Си­би­ри чу­до­твор­ца (1711–1715).

 10/23 июня 1984 го­да в То­боль­ске (ныне в со­ста­ве Ом­ско-Тю­мен­ской епар­хии) в По­кров­ском хра­ме, где по­чи­ва­ют мо­щи свя­ти­те­ля Иоан­на, бы­ло со­вер­ше­но пер­вое празд­но­ва­ние Со­бо­ру Си­бир­ских свя­тых»

Так же в рамках просветительской работы, прихожанам рассказали о священноисповеднике Викторе Островидове, чья память совершалась в воскресенье – 1 июля.

«Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Вик­тор ро­дил­ся 21 мая 1878 го­да в се­мье пса­лом­щи­ка Тро­иц­кой церк­ви се­ла Зо­ло­то­го Ка­мы­шин­ско­го уез­да Са­ра­тов­ской гу­бер­нии Алек­сандра и его су­пру­ги Ан­ны Ост­ро­ви­до­вых и в кре­ще­нии был на­ре­чен Кон­стан­ти­ном. Окончил Камышинское духовное училище, затем – Саратовскую духовную семинарию.
В 1903 го­ду епи­скоп Во­лын­ский и Жи­то­мир­ский Ан­то­ний (Хра­по­виц­кий) по­стриг его в ман­тию с име­нем Вик­тор; на дру­гой день он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а на сле­ду­ю­щий – во иеро­мо­на­ха и вско­ре на­зна­чен в го­род Хва­лынск на­сто­я­те­лем ор­га­ни­зу­е­мо­го в это вре­мя Свя­то-Тро­иц­ко­го по­дво­рья Са­ра­тов­ско­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря».

«… При­быв в ян­ва­ре 1920 го­да в Вят­скую епар­хию, он со тща­ни­ем и рев­но­стью при­сту­пил к ис­пол­не­нию сво­их ар­хи­пас­тыр­ских обя­зан­но­стей, про­све­щая и на­учая паст­ву ве­ре и бла­го­че­стию и для этой це­ли преж­де все­го ор­га­ни­зо­вал об­ще­на­род­ное пе­ние. Епи­скоп Вик­тор сво­ей рев­но­стью в ве­ре, бла­го­че­сти­ем и свя­то­стью жиз­ни при­влек серд­ца паст­вы, и она по­лю­би­ла свя­ти­те­ля, ко­то­рый стал для нее люб­ве­обиль­ным и за­бот­ли­вым от­цом, во­ждем в де­лах ве­ры, ис­по­вед­ни­ком пра­во­сла­вия, му­же­ствен­но про­ти­во­сто­я­щим на­дви­га­ю­щей­ся тьме без­бо­жия. Без­бож­ным вла­стям не по­нра­ви­лось столь рев­ност­ное от­но­ше­ние епи­ско­па к ве­ре и Церк­ви, и он по­чти сра­зу же был аре­сто­ван».

Пять арестов, десятки допросов, а в периоды между тюремными заключениями – ссылки в самые отдаленные северные местности, все пережил Виктор Островидов. Вот что писал он из ссылки в Нарымском краю, Томской области, своим духовным чадам:

«До­ро­гие Зоя, Ва­ля, На­дя и Шу­ра с глу­бо­ко­ува­жа­е­мой ма­мой ва­шей! – пи­сал он. – Из сво­ей да­ле­кой ссыл­ки шлю вам всем бла­го­сло­ве­ние Бо­жие с мо­лит­вен­ным по­же­ла­ни­ем, чтобы оно хра­ни­ло вас от вся­ко­го зла в жиз­ни, а наи­па­че от бо­го­мерз­кой ере­си об­нов­лен­цев, в ко­то­рой по­ги­бель и ду­ши на­шей и те­ла. Спа­си­бо вам за па­мять обо мне… Мы жи­вем ми­ло­стию Бо­жи­ей и лю­бо­вию всех вас хо­ро­шо. Ле­то про­вел все на ре­ке за рыб­ной лов­лей, а те­перь по­мо­га­ем боль­ным, ко­то­рых немно­го, так как и се­ло-то на­ше ма­лень­кое – все­го 14 дво­ров. Бо­же­ствен­ную служ­бу со­вер­ша­ем до­ма. Ле­том до нас на­до ехать на лод­ке, а зи­мой на ло­ша­дях че­ты­ре­ста верст. Но есть лю­ди, ко­то­рых угна­ли еще даль­ше: один свя­щен­ник ехал 32 дня на лод­ке до Кол­па­ше­ва, на­ше­го глав­но­го се­ла. Ту­да и поч­та уж не хо­дит, а у нас еще хо­ро­шо, сла­ва Бо­гу…

      …Ме­сто на­ше глу­хое, на­род жи­вет бед­но. Поч­та за 60 верст, и один не пой­дешь – мед­ве­ди в тай­ге, да и не прой­дешь пеш­ком, а на­до на лод­ке. Вот и ждешь слу­чая, с кем по­слать пись­ма. Кре­стьяне сер­деч­но от­но­сят­ся к нам и по­мо­га­ют: при­но­сят мо­лоч­ка, кар­тош­ки, а мы с ни­ми де­лим­ся ле­кар­ства­ми. Ре­бя­тиш­ки ма­лые хо­дят по­чти го­лы­ми – нече­го на­деть, и все бо­ле­ют от хо­ло­да. Льна и ко­ноп­ли се­ют ма­ло, а по­ку­пать ма­те­рию очень до­ро­го. Муж­чи­ны с осе­ни уез­жа­ют на про­мыс­лы да­ле­ко, верст за две­сти, в глушь, в тай­гу за бел­кой или ры­бу ло­вить нево­да­ми – вот этим и жи­вут, а сво­е­го хле­ба со­всем ма­ло. Кру­гом непро­хо­ди­мые бо­ло­та.»

Последнее место пребывания на земле Виктора Островидова – Усть-Цильмский край, глухое село Нерица.

«По­сле су­ро­вой зи­мы, ко­то­рая здесь по­чти вся про­хо­дит в тем­но­те и су­мер­ках из-за ко­рот­ко­го зим­не­го дня, ко­гда невоз­мож­но да­ле­ко отой­ти от се­ла без рис­ка за­блу­дить­ся, с на­ступ­ле­ни­ем вес­ны прео­свя­щен­ный стал ча­сто и на­дол­го ухо­дить в лес.
«На­ко­нец я на­шел свой же­лан­ный по­кой в непро­ход­ной глу­ши сре­ди ча­щи лес­ной. Ве­се­лит­ся ду­ша: нет мир­ской су­е­ты; не пой­дешь ли со мной, друг мой ми­лый, и ты… Нас мо­лит­вой свя­той воз­не­сет до небес, и ар­хан­гель­ский хор к нам сле­тит в ти­хий лес. В непро­ход­ной глу­ши мы воз­двиг­нем со­бор, огла­сит­ся моль­бой зе­ле­не­ю­щий бор…» – пи­сал он, как со­хра­ни­ло цер­ков­ное пре­да­ние, близ­ким.

            2 мая 1934 го­да, прео­свя­щен­ный Вик­тор скон­чал­ся.

1 июля 1997 го­да бы­ли об­ре­те­ны мо­щи свя­щен­но­ис­по­вед­ни­ка Вик­то­ра, ко­то­рые за­тем бы­ли пе­ре­не­се­ны в го­род Вят­ку в жен­ский Свя­то-Тро­иц­кий мо­на­стырь. В 2005 го­ду на­сель­ни­цы мо­на­сты­ря бы­ли пе­ре­ве­де­ны в Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь в цен­тре го­ро­да; ту­да же 1 июля бы­ли пе­ре­не­се­ны мо­щи свя­щен­но­ис­по­вед­ни­ка Вик­то­ра.

328

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *