23 июня один из храмов стрежевского прихода отметил свой престольный праздник – «День святых, в земле Сибирской просиявших». Праздничная литургия состоялась в храме, который прихожане с любовью называют «старый храм». А 1 июля в часовне святых царственных Страстотерпцев была проведена просветительская встреча, на которой была рассказана история праздника.
«История Тобольско – Сибирской епархии началась с присоединением Сибири к России в 1620 году. Тогда была образована епархия, преобразованная затем в митрополию, из которой впоследствии образовались другие Сибирские епархии. Тобольск считается древней столицей Сибири, основан он был в 1587 году. Отсюда взяла начало духовно-просветительская миссионерская работа по всей Сибири»
«В 1984 году по благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Пимена, в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия Крещения Руси, было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых, которое определено совершать 10/23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всей Сибири чудотворца (1711–1715).
10/23 июня 1984 года в Тобольске (ныне в составе Омско-Тюменской епархии) в Покровском храме, где почивают мощи святителя Иоанна, было совершено первое празднование Собору Сибирских святых»
Так же в рамках просветительской работы, прихожанам рассказали о священноисповеднике Викторе Островидове, чья память совершалась в воскресенье – 1 июля.
«Священноисповедник Виктор родился 21 мая 1878 года в семье псаломщика Троицкой церкви села Золотого Камышинского уезда Саратовской губернии Александра и его супруги Анны Островидовых и в крещении был наречен Константином. Окончил Камышинское духовное училище, затем – Саратовскую духовную семинарию.
В 1903 году епископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий) постриг его в мантию с именем Виктор; на другой день он был рукоположен во иеродиакона, а на следующий – во иеромонаха и вскоре назначен в город Хвалынск настоятелем организуемого в это время Свято-Троицкого подворья Саратовского Спасо-Преображенского монастыря».
«… Прибыв в январе 1920 года в Вятскую епархию, он со тщанием и ревностью приступил к исполнению своих архипастырских обязанностей, просвещая и научая паству вере и благочестию и для этой цели прежде всего организовал общенародное пение. Епископ Виктор своей ревностью в вере, благочестием и святостью жизни привлек сердца паствы, и она полюбила святителя, который стал для нее любвеобильным и заботливым отцом, вождем в делах веры, исповедником православия, мужественно противостоящим надвигающейся тьме безбожия. Безбожным властям не понравилось столь ревностное отношение епископа к вере и Церкви, и он почти сразу же был арестован».
Пять арестов, десятки допросов, а в периоды между тюремными заключениями – ссылки в самые отдаленные северные местности, все пережил Виктор Островидов. Вот что писал он из ссылки в Нарымском краю, Томской области, своим духовным чадам:
«Дорогие Зоя, Валя, Надя и Шура с глубокоуважаемой мамой вашей! – писал он. – Из своей далекой ссылки шлю вам всем благословение Божие с молитвенным пожеланием, чтобы оно хранило вас от всякого зла в жизни, а наипаче от богомерзкой ереси обновленцев, в которой погибель и души нашей и тела. Спасибо вам за память обо мне… Мы живем милостию Божией и любовию всех вас хорошо. Лето провел все на реке за рыбной ловлей, а теперь помогаем больным, которых немного, так как и село-то наше маленькое – всего 14 дворов. Божественную службу совершаем дома. Летом до нас надо ехать на лодке, а зимой на лошадях четыреста верст. Но есть люди, которых угнали еще дальше: один священник ехал 32 дня на лодке до Колпашева, нашего главного села. Туда и почта уж не ходит, а у нас еще хорошо, слава Богу…
…Место наше глухое, народ живет бедно. Почта за 60 верст, и один не пойдешь – медведи в тайге, да и не пройдешь пешком, а надо на лодке. Вот и ждешь случая, с кем послать письма. Крестьяне сердечно относятся к нам и помогают: приносят молочка, картошки, а мы с ними делимся лекарствами. Ребятишки малые ходят почти голыми – нечего надеть, и все болеют от холода. Льна и конопли сеют мало, а покупать материю очень дорого. Мужчины с осени уезжают на промыслы далеко, верст за двести, в глушь, в тайгу за белкой или рыбу ловить неводами – вот этим и живут, а своего хлеба совсем мало. Кругом непроходимые болота.»
Последнее место пребывания на земле Виктора Островидова – Усть-Цильмский край, глухое село Нерица.
«После суровой зимы, которая здесь почти вся проходит в темноте и сумерках из-за короткого зимнего дня, когда невозможно далеко отойти от села без риска заблудиться, с наступлением весны преосвященный стал часто и надолго уходить в лес.
«Наконец я нашел свой желанный покой в непроходной глуши среди чащи лесной. Веселится душа: нет мирской суеты; не пойдешь ли со мной, друг мой милый, и ты… Нас молитвой святой вознесет до небес, и архангельский хор к нам слетит в тихий лес. В непроходной глуши мы воздвигнем собор, огласится мольбой зеленеющий бор…» – писал он, как сохранило церковное предание, близким.
2 мая 1934 года, преосвященный Виктор скончался.
1 июля 1997 года были обретены мощи священноисповедника Виктора, которые затем были перенесены в город Вятку в женский Свято-Троицкий монастырь. В 2005 году насельницы монастыря были переведены в Преображенский монастырь в центре города; туда же 1 июля были перенесены мощи священноисповедника Виктора.
328