Главное — это Любовь

С 8 по 11 сентября в Стрежевом побывал епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан. В стрежевской Свято-Никольский храм была принесена одна из главных святынь Нарымского края — ковчег с частью честных мощей священноисповедника Агафангела (Преображенского).

Принесение этой святыни в Северное благочиние Колпашевской епархии приурочено к пятилетию её образования. Ковчег с частью святых мощей уже побывал на большинстве приходов Колпашевской епархии. После Стрежевого честным мощам поклонились верующие села Александровского.

Владыка ответил на вопросы корреспондента Прихода:

— Как вы полагаете, будучи пастырем, что самое ценное в человеческой жизни?

— Лично для меня (и в этом отношении я традиционен с основами христианской духовности) самое главное — это любовь. Существование может быть жизнью, а может стать и смертью, медленным умиранием из года в год, когда человек не видит цели существования, не имеет радости и мира, удовлетворения от жизни. Когда ему некому себя отдать, некому служить, не о ком заботиться. Такое существование жизнью и назвать нельзя.

Любовь это то, что наполняет существование смыслом, содержанием. В Священном Писании о любви говорится, как о полноте бытия, о совокупности совершенств. И хотя все дары, что Бог даёт человеку на земле, рано или поздно перестанут, прекратятся, и вера, и даже надежда, и многое другое, но любовь пребывает вовеки. Кроме того, что любовь наполняет содержанием наше земное существование, она есть отзвук вечности в нашей душе в рамках земной жизни. Я большей ценности не знаю.

— Прошло пять с половиной лет, как православные севера Томской области обрели новую семью. В марте 2013 года было принято решение о создании Колпашевской епархии, в апреле вы прибыли к месту служения. Какой вам представляется наша семья, живущая на территории, равной по площади таким государствам, как Великобритания или Румыния?

— Очень верный образ, что церковная община более всего напоминает именно семью. Члены этой общины видят друг в друге братьев и сестёр, главу общины воспринимают не как администратора, а как отца. На все времена эталоном остаётся первохристианская община, о которой в Священном Писании говорится, что у членов общины одна душа и одно сердце, и всё у них было общее. Когда люди живут едино, а целостность захватывает и внутренний мир, и повседневную жизнь, когда человек чувствует другого человека и живёт для него, это и есть та абсолютная целостность, воссоздать которую в человеческом роде своей целью считал сам Спаситель мира. Он в своей молитве перед страданиями просил Отца небесного о том, чтобы верующие в него были едины, как Отец и Сын в Боге. Это единство предельное, абсолютное.

Наша главная задача — осуществить принцип единой духовной семьи в церковной жизни. Этому служат поездки на приходы, ведь территориально мы разобщены большими расстояниями, отсутствием путей сообщения. Жизнь каждой приходской общины на севере достаточно автономна в силу обстоятельств. Важно привнести в жизнь общин оживление. Стараемся привозить святыни, которые являются импульсом духовным для церковной жизни на местах.

У нас есть множество интеграционных проектов, фестивалей и форумов, например, Макарьевские чтения, Кирилло-Мефодьевские. Мы стараемся вместе возрождать и обращаться к памяти новомучеников и исповедников Церкви русской. В нашем крае это особенно важно. Потому что это край страдальцев, в том числе и страдальцев за веру. Это цель, и за пять лет удалось продвинуться в достижении этой цели. У нас появляются новые храмы. За пять лет было заложено и построено пять церквей. В завершающей стадии строительства находятся ещё несколько. Большей частью эти храмы за пределами райцентров. Это очень значимо. Мы исходим из нужд и потребностей настоящего дня. Есть люди, им нужен Бог, нужна молитва, полноценная церковная жизнь. Для того мы и поставлены, чтобы эту нужду утолить.

— Каким вам видится стрежевской Святоникольский приход?

—Все приходы являются частью единой церкви, но все они индивидуальны. И во главе церковной общины стоит свой пастырь. Особенности самого места накладывают отпечаток на церковную жизнь. Нет двух одинаковых приходских общин.

В нашей Колпашевской епархии практически все пастыри подолгу служат. Служить 20 лет на приходе на севере для нас норма. Игумен Стефан на стрежевском приходе уже 23 года. А время проверяет отношения между священником и паствой. Сам священник меняется, потому что само его служение благодатно по своей природе, не совсем земное. Благодать действует через пастыря, но действует и на пастыря. И меняет, просвещает, делает жертвеннее его сердце, созидаёт в нём дух любви. Без благодати Божией это было бы не по силам одному человеку.

Стрежевской приход один из самых больших. И по воодушевлённому огню в глазах прихожан, в их настрое ощущается церковная культура там, где прежде не было никакой церковной жизни.

Вера, как зерно, падающее на дикую землю. Пока прорастёт, всё собою облагородит, освятит, пройдётт время. И немало труда нужно для этого приложить. В Стрежевом этот процесс состоялся. Здесь сложилась крепкая община, которая ведёт разноплановую деятельность. Особенностью Стрежевого является немалый творческий потенциал. Он проявляется в том, что приход часто подаёт пример важных начинаний, интересных творческих подходов. А есть и откровенное творчество. Отец настоятель пишет литературные произведения. Прихожане заинтересованы этим деланием и трудятся в социальных направлениях, работают с молодёжью и детьми.

— Владыка, по статистике россияне стали пить в два раза меньше, но сквернословить больше. Что делать с искажением языка? Есть ли надежда на оочищение языка от мата? Может быть, и здесь нужно сообща решать вопрос. Ведь нецензурная брань огрубляет душу, а юных и вовсе калечит.

— В жизни общества всё взаимосвязано. Язык — средство выражения смыслов, выражение внутреннего мира. Каков внутренний мир, таков и язык. Чтобы эту проблему решить, нужно двигаться по двум направлениям. Во-первых, облагораживать внутренний мир человека, а это зависит от него самого. И духовная жизнь на это и направлена. Культура — это некая гармония, когда природные стихийные силы приводятся к соразмерности и красоте. Это процесс творческий, когда человек не идёт на поводу сиюминутных чувств, желаний, мыслей, а сам становится хозяином проявлений своей души. Так что эта задача должна стоять перед человеком, а церковь, общество могут мотивировать эту работу.

Сквернословие проявляет себя так активно ещё и потому, что люди перестали обращать на это внимание. Это связано с поверхностным отношением к слову. Вся наша культура забита словами и информацией. Никогда люди так много не говорили, как сейчас. Благодаря современным средствам коммуникации многословие проявляется себя как никогда прежде. И когда так часто и много употребляется слов, они обесцениваются, теряется их полновесность, а порой и смысл. Поэтому мы часто не можем договориться друг с другом, не понимаем собеседника. Мы перестали внимать словам. Одни разучились словами выражать глубинные смыслы и переживания, другие перестали воспринимать всё это. Мы много говорим и так мало понимаем. Произошла девальвация слова.

Второе направление — работа с общественным мнением. Всем миром необходимо что-то противопоставлять брани и можно вместе подумать, как можно этому противостоять. Повторю, каково наше воспитание — таков и язык. В прежние годы даже самые закоснелые матерщинники в семьях не бранились.

— Несколько слов о миссионерстве.

— Самым действенным миссионерским проектом является сама церковь. Она и есть проект, у истоков которого стоит сам Господь. Этот проект наполнен благодатью Святого Духа, а это и есть самая действенная сила. Самые дерзновенные, самые творческие начинания не могут принести большего, чем божественная сила и благодать. Самым лучшим миссионерским делом является полнота церковной жизни, когда люди исповедуют свою веру словом и делом. Если человек твёрдо стоит на «камени веры», то рано или поздно окружающие начинают относиться к нему с уважением. Всё серьёзное, подлинное вызывает у людей уважение, даже если наши оппоненты и не принимают наших убеждений.

Главное — не внешние атрибуты веры, а исповедание духовное тех ценностей, о которых говорит Господь. Это жизнь с милосердием, терпением, кротостью, мудрые отношения к окружающим, когда мы являемся хозяевами своих страстей, а не идём у них на поводу. Это когда не обижаемся на ближних, не лезем в бутылку, не мстим, не воздаём злом за зло, не живём только для себя. Когда в нас есть внутренняя умиротворённость, это и есть одно из проявлений веры. Тогда к этому можно прибавить и умеренное слово.

Миссия нашей епархии и в том, что наши священники ездят по удалённым населённым пунктам и полагают основы православным общинам. Это очень важно. В удалённых местах люди оторваны от церковной жизни физически. Они не могут запросто съездить в храм. Зачастую их отделяют сотни километров от ближайшего прихода.

Что касается православной миссии в Стрежевом, то здесь задействованы все ресурсы и возможности. Священники и активные прихожане встречаются и с учителями, и с учащимися, и с представителями общественных организаций, правоохранительных органов и властных структура, сотрудничают с больницей. Нет такой сферы, на что бы они ни отозвались. И пастырское слово, и участие в церковных таинствах жизненно необходимо для множества людей. И мы идём к ним.

Православная миссия никогда не действует агрессивно. Она чтит свободу другого человека. Свобода — основополагающий принцип веры. Верить можно только свободно, и жить с Богом можно только свободно.

Соб.кор.

164

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *